Необычные игры с обычным домино
В данном обзоре мы хотим рассказать о том, каким образом обычная и знакомая всем без исключения игра домино может стать для родителей отличным пособием по развитию умственных и физических способностей их детей.
Хотя обычно в домино играют по принципу выстраивания цепи костяшек, соприкасающихся одинаковыми половинками, оказывается, что его можно использовать в качестве строительного материала, применять для игры в лото или решать с помощью него элементарные математические задачи.
Ниже вы найдете несколько интересных и несложных вариантов игры. В качестве примера в данном обзоре используется двухстороннее домино «Макси» (Djeco).
Описанные здесь занятия рекомендованы для детей от двух-трех лет, но можно пробовать и в более раннем возрасте.
Деткам помладше, которые еще не умеют считать, предложите домино в качестве строительного материала. Приятные на ощупь костяшки будут выполнять функции «кирпичиков» для возведения различных башен, домиков и гаражей для детских машинок.
Можно даже посоревноваться с ребенком в строительстве самой высокой башни. При этом советуем постепенно усложнять правила: поскольку костяшка домино имеет три грани, сначала выстраивать башни на самой большой грани, потом на средней, а потом и на самой маленькой. Это научит ребенка аккуратным и точным движениям, будет способствовать развитию мелкой моторики, двигательных навыков.
На примере домино можно объяснить и продемонстрировать ребенку принцип цепной реакции. Постройте с малышом длинную цепочку, ставя костяшки на ребро одну за другой, а затем попросите малыша толкнуть крайнюю костяшку, чтобы за ней упали все остальные.
Постройте каждый свою цепочку, а затем сравните, у кого она получилась длиннее. Эта несложная игра прекрасно развивает глазомер.
Еще одна игра на основе составления цепочек подойдет для детей, которые уже умеют или учатся считать. Только следует иметь в виду, что если для «строительных» игр с домино подойдут самые разные варианты костяшек (с изображениями, с точками, деревянные, пластиковые и т.д.), то для математических упражнений необходим классический тип домино с точками.
В начале игры всем участникам выдается по одной костяшке. После этого открывается одна из свободных костяшек и оглашается ее значение (к примеру, 4 – 6). Каждый участник должен посчитать точки на своих костяшках и, если на одной из сторон присутствует названное число, быстро сообщить об этом и с помощью забранной костяшки начать создавать свою цепочку по классическим правилам домино. Далее вскрывается новая костяшка, игроки снова быстро просчитывают, сможет ли она дополнить их цепочку. Побеждает тот, у кого в результате получится самая длинная цепочка. Преимущество игры состоит в том, что ребенок тренирует навыки счета, и при этом оперирует цифрами не как знаками (к примеру, 2,3,6, 8 и т.д.), а как количеством.
Игра «У кого больше?» также отлично подходит для тех детей, которые учатся считать. В нее можно играть вдвоем или целой компанией. Все костяшки кладутся на стол точками вниз. Затем каждый игрок выбирает себе костяшку, переворачивает ее и считает количество точек. Тот, у кого на костяшке окажется большее количество точек, побеждает.
Поскольку дети должны сами определить победителя в каждой партии, игра поможет им освоить и понятия «больше»-«меньше». Усложнив правила, можно предложить участникам тянуть не по одной, а по две или три костяшки, подсчитывать сумму точек на них и определять победителя по наибольшей сумме. Данная игра хороша тем, что помимо развития начальных знаний по арифметике, она позволяет тренировать память и логику.
В еще одной увлекательной и полезной игре «Число 15» один из игроков берет из кучи перевернутых костяшек одну и подсчитывает количество точек на ней. Затем он может взять еще несколько костяшек, пока не решит, что ему хватит. После то же самое проделывает следующий игрок. Победителем становится тот, у кого сумма всех точек будет ближе всего к числу 15. Таким образом, помимо подсчета суммы ребенок также учится оценивать результат и решать, сколько ему еще не хватает до 15.
Для игры в «Математическое лото» потребуется ведущий и предварительно подготовленные таблицы с произвольными числами от 0 до 12 для каждого участника. Заполнить таблицу могут как родители, так и сами дети. Самое главное – количество ячеек в таблице должно совпадать у всех участников. Числа в ячейках могут повторяться.
Ведущий берет любую перевернутую точками вниз костяшку и оглашает ее значения (к примеру, 2 – 3). Задача каждого игрока в уме подсчитать сумму двух названных чисел и отыскать соответствующее число в своей таблице. Если такое число присутствует, оно зачеркивается. Затем очередь следующей костяшки и т.д. Победителем становится участник, который быстрее остальных зачеркнет все числа в своей таблице.
Также можно слегка менять правила данной игры – зачеркивать не сумму чисел, а их разность (вычитая из большего числа меньшее). Кроме того, будет полезно обратить внимание детей на то, что следует учитывать, заполняя самостоятельно таблицу.
К примеру, объясните ребенку, что сумма 6 встречается чаще, чем 12, а разность 0 (все дубли) – чаще, чем разность 6. Оптимальное количество участников для данной игры составляет 3 – 7 человек, но можно играть в нее и вдвоем. Раскладывание костяшек по принципу таблицы и подсчет точек в получившихся рядах не только способствует развитию математических способностей, но и помогает ребенку в игровой форме освоить понятия «строки» и «столбца», «вертикали» и «горизонтали».
В обзоре использованы материалы педагогов И. Куминовой и Б. Дружинина.
А как вы играете в домино со своими детьми? Будем рады, если вы поделитесь собственными находками в разделе для комментариев.
Настоящая публикация является интеллектуальной собственностью. Полное или частичное копирование публикации без письменного согласия автора и ссылки на источник запрещено! Уважайте, пожалуйста, наш труд!
Комментарии — 0