44 750-64-98, 33 643-72-86
Ежедневно с 10:00 до 20:00

Математические игры с детской мозаикой

Математические игры с детской мозаикой

В статье «Развиваем математические способности с помощью игр. Часть 1» мы рассказывали об играх, предназначенных для знакомства детей с математикой, об играх, подходящих для обучения счету и освоения простых математических понятий.

Мы возвращаемся к этой теме и хотим предложить вам способы развития математического мышления ребенка посредством одной конкретной игрушки, о которой вы, возможно, даже и не подумали бы. Речь идет о детской мозаике.

Обычно мозаику считают игрушкой, полезной для тренировки преимущественно воображения и мелкой моторики рук. Это бесспорно так, но есть у нее еще одно достоинство – возможность наглядно демонстрировать ребенку математические объекты и принципы. Мы покажем вам четыре варианта игры с мозаикой для детей 3 - 4-х лет и старше на следующие темы:

  1. Геометрические фигуры
  2. Симметрия
  3. Логические ряды, поиск закономерностей
  4. Систематический перебор

На наших фото-примерах вы увидите две мозаики фирмы Djeco – «Риголо» и «Животные». Это мозаики с деревянной основой и пластиковыми гвоздиками-штырьками (между собой они различаются цветовой гаммой, но для математических игр цвет не принципиален). Вы можете предложить ребенку такую же или любую другую мозаику.

Мозаика «Животные»

Для математических занятий с мозаикой нам не понадобятся идущие в наборе шаблоны. Хотя надо отметить, что они могут стимулировать ребенка к счету, ведь гвоздики разных цветов на образцах формируют ряды разной длины и для упрощения сборки можно порекомендовать ребенку считать количество гвоздиков в ряду, отбирать его в ячейках коробки и затем уже вставлять подряд отсчитанные гвоздики, не обращаясь за каждым в коробку. Это удобнее, чем брать и вставлять гвоздики по одному, и заодно тренирует навык счета.

Фигуры, собранные с помощью мозаики

1. Геометрические фигуры. Самое незамысловатое упражнение с мозаикой на тему геометрии. Обычно, показывая и называя ребенку разные геометрические фигуры, мы стараемся закрепить новую информацию, повторяя эти фигуры в аппликациях, рисунках. Для разнообразия можно вместе с ребенком попробовать выложить фигуры с помощью гвоздиков от мозаики. Так ему будет проще запомнить некоторые характерные черты фигур, к примеру, что у квадрата стороны равны, ведь на них уходит одинаковое количество гвоздиков.

С вашей помощью или без нее ребенок сможет выложить такие фигуры, как прямоугольник, квадрат, параллелепипед, пятиугольник, трапецию, ромб, треугольник. Трудности могут возникнуть разве что с кругом, да и в этом случае все равно будет интересно и полезно попытаться, а затем обсудить с ребенком, в чем сложность.

Задание на симметрию с мозаикой

2. Симметрия. Для упражнения на симметрию разделите поле мозаики пополам. Это можно сделать, выложив один вертикальный ряд гвоздиками либо приклеив к основе полоску цветной бумаги, скотча или веревочку. Главное, чтобы была намечена ось симметрии (она может идти по вертикали, горизонтали или диагонали). Далее с одной стороны от оси выкладываем с помощью гвоздиков разных цветов произвольный рисунок или фигурку. Это может быть простое изображение (череда вертикальных и горизонтальных линий разной или одинаковой длины) или более замысловатый рисунок, напоминающий лабиринт. Задача ребенка – повторить его с другой стороны относительно оси, т.е. зеркально отобразить.

Решение задания на симметрию

Можно меняться местами – ребенок выкладывает на свое усмотрение штырьки по одну сторону от оси, а вы отражаете его образец с другой. Задача ребенка – проверить, как вы справились.

Поиск закономерностей с мозаикой

3. Логические ряды, поиск закономерностей.

Задачи на поиск закономерностей предполагают нахождение решения, как продолжить ряд гвоздиков, чтобы сохранить правило их расположения.

Выкладываем ряд штырьков, чередуя, к примеру, цвета (1), просим ребенка внимательно посмотреть и догадаться по какому правилу расположены детали, а после самостоятельно продолжить ряд. Здесь можно использовать и фигурные штырьки, тогда ребенку нужно будет учитывать и форму, и цвет (3). Можно усложнять, добавляя больше цветов и варьируя высоту штырьков в ряду (2).

Разнообразить это задание можно следующим образом: выложите ритмический ряд из гвоздиков, но допустите ошибку в одном или нескольких местах (4). Задача ребенка – отыскать и исправить ошибки. Обычно это задание очень увлекает. А сколько радости, когда удается его выполнить!

Задание «Бусы» с мозаикой

4. Систематический перебор. Навык подбора у ребенка будем тренировать с помощью упражнения «Бусы». Условия задания: сложить как можно больше вариантов бус, каждый из которых должен состоять из пяти бусин-гвоздиков (две бусины одного цвета и три другого). Главное - не допустить повторов.

Выложите один вариант бус в качестве примера сами, а дальше предложите ребенку придумать другие примеры и проверить, сколько же их можно собрать, чтобы узор бус не повторялся.

Математические задания с мозаикой

Разнообразие игр с мозаикой делают ее интересной и актуальной для ребенка на долгое время, сполна окупают ее стоимость и очень ненавязчиво, но при этом глубоко, развивают разные навыки ребенка. В нашем магазине вы можете купить самые разные мозаики.

Некоторые из предложенных выше заданий мы взяли из замечательной книги А.К. Звонкина «Малыши и математика». Также советуем вам вдохновиться книгами и тетрадями Жени Кац. Будем рады, если в комментариях вы поделитесь своими впечатлениями или опытом.

Настоящая публикация является интеллектуальной собственностью. Полное или частичное копирование публикации без письменного согласия автора и ссылки на источник запрещено! Уважайте, пожалуйста, наш труд!

Комментарии — 0

  • Поле «Имя» обязательно для заполнения
  • Поле «Комментарий» обязательно для заполнения
  • Вы недавно добавляли комментарий

 
Подписка на рассылку
Подпишитесь на рассылку о последних поступлениях, акциях, новостях и обзорах.